Юго-Восточная железная дорога была образована ещё в 1866 году. Общество Юго-Восточной железной дороги появилось в июне 1893 году, когда в единую линию слились Козлово - Воронежско - Ростовская, Грязи – Царицынская и Орловско – Грязинская дороги. Линия Козлов – Ростов явилась продолжением участка Москва - Рязань. Она открыла путь в "житницы" России - в Воронежскую и Тамбовскую губернии. Благодаря строительству этого участка появилась возможность вывоза российского хлеба за границу через порты Азовского моря. Суммарная площадь обслуживаемого Юго-Восточной железной дорогой региона сейчас составляет 160 тысяч квадратных километров.
В 70-х годах XX века на Юго-Восточной железной дороге были возведены крупнейшие для того времени вагоноремонтные и паровозные мастерские в Ростове и других городах. Были введены в эксплуатацию вагонные и паровозные депо, в частности и в Ростове. К Ростовскому отделению Юго-Восточной железной дороги относится линия Пост 315 км - Чертково. Через это отделение производится, в основном, транзитное сообщение. Оно обслуживает предприятия химической, металлургической и угольной промышленности.
В настоящее время на большинстве участков линии Пост 315 км - Лиски - Мичуринск – Чертково Юго-Восточной железной дороги, протяженность которых составляет почти 584 километра, проложен современный бесстыковочный путь. Эта линия оборудована автоблокировочной системой и другими современными средствами движения поездов, обеспечивающими безопасность следования грузовых и пассажирских составов. Особое внимание в последнее время, уделяется также мероприятиям по повышению скоростного режима движения грузов на этом участке Юго-Восточной железной дороги.